По традиции на прошлой неделе в Целинной средней школе прошел районный конкурс «Учитель года», в рамках которого второй год открыт конкурс «Педагогический дебют», где соревнуются молодые педагоги со стажем работы до трех лет.
За почетное звание «Учитель года – 2014» боролись учитель информатики первой квалификационной категории Целинной средней школы №1 с девятилетним стажем работы - Дмитрий Иванович Малетин и учитель химии первой квалификационной категории Бочкаревской средней школы с двадцатипятилетним стажем - Вера Николаевна Селукова. Во втором конкурсе участвовали три молодых педагога: учитель начальных классов Бочкаревской средней школы со стажем работы один год - Марина Валерьевна Гагарина, учитель истории Еландинской основной школы, которая работает первый год, - Мавлина Борисовна Кабанова и учитель начальных классов Сухо-Чемровской средней школы Татьяна Николаевна Асанова.
На торжественном открытии конкурса председатель комитета по образованию и жюри Андрей Юрьевич Артамонов отметил:
- В Целинном районе конкурс «Учитель года» всегда проходил на высоком уровне. На протяжении последних лет трижды наши победители муниципального конкурса были участниками очного этапа краевого конкурса «Учитель года». В прошлом году педагог нашего района стал лучшим из числа учителей Алтайского края.
На первом и самом сложном этапе конкурса участники давали открытые уроки, которые проходили в классах в присутствии всех желающих и членов жюри. Задача для педагогов была непростой и требовала большой смелости, так как им предстояло за сорок минут познакомиться с учениками, вовлечь их в учебный процесс, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность, используя разные формы и методы работы. Каждый старался сделать свой урок интересным, увлекательным, необычным и эффективным, поэтому практически все использовали мультимедийные средства обучения. Многих удивили глубокие познания совсем молодого учителя Мавлины Борисовны. Столько интересных фактов она поведала о французской революции во время своего урока, и даже некоторые учителя истории признались, что сделали новые открытия и для себя. А на уроке химии дети были в восторге, потому что Вера Николаевна продемонстрировала, как в лабораторных условиях можно добыть кислород.
На этом конкурсные испытания не закончились, участником предстояло презентовать опыт своей работы. Заключительной частью конкурса был «Открытый диалог». Конкурсанты попытались предъявить свою позицию, рассуждая о современных тенденциях развития образования и общества, о роли учителя в становлении и успешной социализации его учеников. У членов жюри была возможность вступить в открытую дискуссию с педагогами, задавать свои вопросы по государственной политике в сфере образования, по этапам конкурсного дня, содержанию учебного занятия.
Конкурс подошел к концу, и жюри огласило результаты. Опытные педагоги набрали одинаковое количество баллов и стали победителями в номинациях: «Лучшие традиции в образовании&
... Читать дальше »
Живой музыкой ансамбля учителей детской музыкальной школы встречал Целинный Дом культуры тружеников полей, хлеборобов и всех, чей труд связан с землёй. Здесь прошел праздник работников сельского хозяйства. Они съехались со всего района, чтобы чествовать победителей трудового соревнования, порадоваться и, может быть, по-хорошему позавидовать им.
Открыли торжественную часть праздника глава района Николай Анисимов и глава администрации района Виктор Бирюков, заявив, что «сегодня никто не сомневается: без результатов крестьянского труда невозможно жить».
С докладом выступил первый заместитель главы администрации района, начальник управления сельского хозяйства Геннадий Гилёв. Он кратко обрисовал ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе района по итогам уборочной кампании. В целом по различным культурам были отмечены позитивные тенденции, увеличение объёмов производства по сравнению с предыдущими годами. К слабым моментам Геннадий Васильевич отнёс малое культивирование технических культур, а также ситуацию с гречихой, которой, к сожалению, более 70% осталось лежать под снегом.
Работники МДК и детские творческие коллективы приготовили праздничные номера, разбавив тем самым процедуру награждения победителей трудового соревнования в различных номинациях.
Во второй части праздника было проведено совещание, где Геннадий Гилёв и Виктор Бирюков поделились своим видением дальнейшего развития сельского хозяйства и сёл района. Основная мысль их выступлений сводится к тому, что бизнес и село едины. Современные федеральные и краевые программы предусматривают софинансирование проектов с местными деньгами. Если не будет села – не будет и бизнеса. Однако, чтобы село сохранилось, в нём должны быть созданы комфортные условия для жизни и труда. И здесь уже бизнес должен придти на помощь. Только в такой связке видится их дальнейшее совместное будущее.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он мечтает о семье, детях, которые будут радовать своими причудами в собственном семейном гнездышке. Но зачастую молодые семьи просто не в состоянии обзавестись жильем за счет собственных средств, поэтому государство обращает особое внимание на их поддержку в улучшении жилищных условий. В целях этой поддержки в крае порядка десяти лет действует краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае». Данная программа субсидируется из федерального, краевого и местного бюджетов. Так, в этом году пяти семьям вручили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение либо строительство жилья.
О собственном жилье несколько лет назад мечтали и Иван и Ирина Калачевы из райцентра. Сейчас они живут в своём доме, обустраивают его и чувствуют себя безмерно счастливыми. А когда-то им казалось, что их мечта неосуществима. Четыре года они жили с родителями и изначально хотели взять ипотеку и купить дом, но узнали о программе «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае». Повозившись с бумажками и кучей справок, они стали её участниками и решили строить дом своей мечты.
Буквально за один вечер они нарисовали план дома, продумали, как и что будут делать. Сошлись на том, что всё должно быть просто и уютно. Денег ждать не стали, взяли кредит и начали работы. Конечно, они понимали, что строительство жилья – дело очень затратное, но зато можно сделать всё сразу именно так, как хочется хозяевам. Денег нанимать работников не было, поэтому всё делалось своими руками, в этом помогали родители, братья и другие родственники. Вовремя на счет поступили средства из федерального, краевого и местного бюджетов в размере чуть более 500 тысяч рублей. Их хватило на стены, крышу, окна, двери и сайдинг. Они для молодой семьи стали настоящим спасением.
- Можно сказать, что наш дом появился благодаря поддержке государства, - говорит Иван. - Ведь если бы мы не рассчитывали на помощь программы, то, наверное, не стали затевать стройку.
Их дом нарядный, радужно-зеленый, в общем, получился на славу. На территории уже кое-что построено, сделана красивая ограда, но хозяева не скрывают, что дел ещё много. Вот, например, в настоящий момент переделывают отопление, а впереди предстоит доделать внутреннюю часть крыши, где, возможно, будет мансарда. Иван и Ирина гостеприимные и доброжелательные люди. Они безмерно любят своих сыновей Максима и Артема. Стоит только оказаться возле их дома, то сразу понимаешь, что в семье Калачевых царит счастье. Возле ограды уже сделана горка и нетрудно представить, как вечерами и по выходным дети заливаются смехом, скатываясь по ней. Вход дома украшают разноцветные гирлянды изо льда, которые, скорее всего, они делали все вместе. Заниматься с детьми Ирине нравится, именно поэтому она работает в школе библиотекарем и дополнительно ведет кружки. Иван же занимается предпринимательством. Он открыл автомойку в райцентре. Это помогает им и дальше обустраивать семейное гнездышко.
Дом Калачевых уютный, красивый, обращен к солнцу, а поэтому светлый не только снаружи, но
... Читать дальше »
Иван Иванович родился и вырос в Шалапе. Учился в школе. «Хорошо помню этот момент, мы с ребятишками кизяки топтали, - рассказывает он, - хотели себе на конфетки заработать. И тут всю деревню собрали и объявили о начале войны. А мы сидели и болтали ногами. Что нам война!? Мы в уме считали, сколько конфет сегодня заработали». Но беззаботное детство скоро закончилось. Стали приходить тревожные вести с фронта, государству и армии потребовались солдаты и продовольствие. Из села пошли на войну один за другим мужчины, отцы, братья, сыновья, кормильцы семей: «В 1942 году пришла повестка и моему отцу. Ему тогда ещё даже сорока лет не было. Я сам на паре запряженных лошадей увозил его и других мужиков на сборный пункт в Тогул». Без отца в семье стало голодно. Школу 14-летнему Ивану пришлось бросить и пойти работать в колхоз. О конфетах уже не могло быть и речи, работали за солому. Вернулся отец с войны в 1944 году инвалидом. «Всё здоровье на фронте оставил, - горько вздыхает Иван Иванович, - до войны здоровый был, кузнецом работал, а как вернулся, так немного погодя и умер. Имена тех, кто погиб на фронте, значатся на памятнике, а имени моего отца нигде нету теперь. То что он погиб от увечий войны никого не волнует».
После войны Иван Иванович стал работать в Шалапской машинно-тракторной станции. «Большая была организация и обслуживала огромную территорию. В одном только политотделе работало больше десятка человек. Все они жили в крепких домах бывших кулаков, которых раскулачили и увезли в неизвестном направлении. МТС напоминала отдельное государство, все органы были свои, в районе, считай, никому не подчинялась. Ближайшее начальство находилось в Барнауле. Вот на этой станции я стал работать сначала кучером, потом токарем. В отличии от колхоза здесь зарплату давали деньгами, а не соломой и трудоднями».
В 1948 году Ивана Седых призвали на службу в армию. Служил три года в десантных войсках на Дальнем Востоке, недалеко от Кореи, как раз в переломный для этой страны момент. Там шла гражданская война, после которой на карте мира появилось две Кореи: Северная и Южная. «Ох, и неспокойное было время! Как там у них заваруха началась, нас подняли по тревоге, велели занять плацдарм под высоткой и разбить там лагерь. Так до конца службы я и сидел в том лагере и зимой, и летом. В условиях военной опасности дисциплина у нас была строгая, солдаты всегда были сытые, никто никого не обижал. Но напряжение не покидало. Всё время проводились учени
... Читать дальше »
Великая Отечественная война, пожалуй, явилась самым трагическим временем для жителей нашего села. Это коснулось не только тех, кто не дождался с войны любимых сыновей, отцов, мужей, но и тех, кому пришлось восстанавливать хозяйство, особенно трудно пришлось вдовам. Моя героиня – это Евдокия Петровна Морозова. Вдова, мать четверых детей.
Муж Дмитрий как любил своих дочек – это Маня, Нина и двойняшки Шурочка, Лида. В 1940 году Дмитрия взяли на финскую войну. Пока новобранец учился овладевать оружием, война закончилась. А дочкам он прислал фотографии, надпись уже затерта, но дочери помнят.
«Дорогим моим детям, Мане, Нине, Шуре, Лиде. Не забывайте меня, я вас люблю». Письмо на обратной стороне фотографии Евдокия Дмитриевна, дети, внуки, может, тысячу раз читали, поэтому что там написано, знают только дети да внуки. не успел Дмитрий побыть дома со своей Дунюшкой да дочками, как отправили учиться на председателя. В народе уж ропот пошел, что-то многих увозят и учиться, и в лагеря какие-то, вон Сёмку Копытова средь бела дня увезли. Куда? Спрашивали бабы друг у друга, а отвеить никто не мог. Не к добру это, вон уж сколько мужиков увезли. Прошло немного времени, и объявили войну.
Дмитрий Морозов воевал в Смоленской области. Старшая дочь Мария Дмитриевна Секачева вспоминает, что приходило несколько писем коротеньких, написанных карандашом, видно, писал в коротенький перерыв между боями. В это время на фашистских оборонительных рубежах действовала группировка «Центр».
Младшая дочь Александра Дмитриевна сказала мне по телефону, что отец был трижды ранен, и третья рана 13 марта 1942 года оказалась смертельной. В Книге Памяти записано, что Дмитрий Морозов погиб в с.Слобода. До полного изгнания фашистов из Смоленской области оставалось 3 месяца. Солдат Морозов не дожил. А Евдокия Петровна осталась вдовой с четырьмя дочками и со стареньким отцом, Петром Феклистовичем Леоновым. Всю войну вместе ударно работали в колхозе. Пришла похоронка, Дуняша не поверила, что ее Дмитрий может погибнуть. «Неправда это», - говорила она бабам и ходила пешком в Тогул (военкомат), может, ошиблись.
После победы у каждого пришедшего с войны спрашивали о своих мужьях. «В День Победы все радовались, - говорит Мария Дмитриевна. – Вся молодежь с 10 до 14, 15 лет с балалайками, гармошками пошли на перешеек, там пели, плясали, встречали подводы, уже возвращались солдаты из госпиталей.
Дуня и после Победы ходила в военкомат. Не мог ее Митя погибнуть. Для нее он всегда останется живым. Но жизнь продолжалась, больше половины деревенских мужиков не вернулись с войны.
Евдокия Петровна и отец работали в колхозе, а чтобы прокормить детей, одеть, обуть, держали корову. Дуняшка-то всё в колхозе, а Петр Феклистович и корову подоит, вместе с девчонками управит все по хозяйству. Маня отнесет молоко на завод, за которое платили копейки.
- Маме было жалко всех слабых, - говорит Мария Дмитриевна. – Не может какой-либо старичок мешок с зерном поднять, мам
... Читать дальше »
Так, перефразировав слова известного критика В.Белинского, могут сказать о себе и своём увлечении члены «Бахрушинского кружка», мои замечательные восьмиклассники, мои единомышленники, удивительно талантливые воспитанники.
В прошлом году мы вместе отметили 100-летний юбилей передачи А.А.Бахрушиным, московским купцом и известным меценатом, своей театральной коллекции Академии наук. В октябре этого года мы готовились к 120-летнему юбилею самой коллекции, положившей начало Государственному театральному музею, который по праву носит имя своего основателя. Ко дню рождения музея мы приготовили хорошие подарки: сочинения "Что достойно быть в музее?", макет зала Бахрушинского музея и театральное арт-кафе. Макет одного из залов музея создавали в несколько этапов: нарисовали и вырезали фигурки, которые должны представлять бахрушинцев или героев театральных спектаклей; затем создали миниатюрные копии экспонатов из известной музейной коллекции "Предметы N"; сделали копии тех предметов, о которых писали дети в своих сочинениях. Конечно, дети писали о том, что занимает важное место в их жизни и является семейными реликвиями. Так как жизнь сельских жителей не связана напрямую с миром театра, то и в сочинениях дети писали, например, о первом рисунке своей сестры; о детской библии; о монете 19 века, о медали прадедушки; о деревянной ложке, доставшейся от бабушки; о деревянных старинных часах с маятником… Рассказы детей были искренними, и чувствовалось, что они понимают, чем нужно дорожить, почему нужно хранить вещи, которые выражают связь поколений.
В день рождения театрального музея им. А.А.Бахрушина, мы собрались в арт-кафе. Это был не обычный вечер, а некая театральная мозаика, основанная на неожиданности и непредсказуемости. Что-то вроде театрального капустника - непринуждённо, в то же время интригующе. Чтобы наш замысел смог воплотиться, репетировали с каждым ребёнком или с группой отдельно. К тому же во время арт-кафе участники не знали и очередности своего выступления. Всё решал случай: дети и их родители брали с подноса очередную маску, и тайна приоткрывалась, на обратной стороне находили театральный термин, который и предсказывал дальнейший ход событий.
И какой же был эффект, когда дети увидели выступления друг друга! Все юные бахрушинцы выступили и в роли ведущих, и в роли артистов, и в роли зрителей, и в роли учеников театральной школы. Во-первых, каждый познакомил присутствующих с театральным понятием: антракт, грим, репертуар, рампа, бутафория, театральный костюм, балет, актёр.... Во-вторых, в качестве иллюстрации - сцена из произведения, инсценировка стихотворения или чтение стихотворения. Например, "маска" - сцена из драмы Лермонтова "Маскарад", "балет" - стихотворение А.Барто "В театре", "антракт" - М.Зощенко "Аристократка", "реквизит" - С.Маршак" "Багаж"... Было и весело, и волнительно, и познавательно! В-третьих, пока артисты готовились к выходу, все остальные в это время разгадывали составленные кроссворды, в которых среди прочих театральных понятий, были и те слова, о которых мы говорили прежде во время наших встреч. И в завершение творческие группы обменялись вопросами: родители задавали вопросы детям и наоборот. Охваченные магией вдохновения, и родители
... Читать дальше »