Среда, 27.11.2024, 19:39

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 316
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 1 » Главная тема
11:06
Главная тема

Как молоды мы были…

Воспоминания о целинной поре бередят душу

Валентина Александровна и Алексей Никифорович Колеговы вместе, можно сказать, на протяжении всей жизни. Учились в школе в Поповичах с первого класса, потом встречались. Когда Алексея Никифоровича призвали на службу в армию, Валентина Александровна его ждала. В результате в этом году будет 58 лет, как они поженились, сорок из которых живут в Целинном. Но объединяет их не только школа и голодные военные годы, но и молодость, и нелегкие, но прекрасное время целины.

- Всю ночь не могла уснуть, - первым делом сообщила мне Валентина Александровна. - Когда вы сказали, что придете, то я стала вспоминать о целинных годах, поэтому и не сомкнула глаз. До сих пор слезы наворачиваются.

В 13 лет она пошла работать. Когда ей исполнилось 18, стали поднимать целину. Тогда в Поповичи приехали три молодых парнишки. И с первого дня Валентина Александровна работала с одним из них на прицепе в колхозе. Плуг идет сзади трактора, пашет, а она сидит на нем и следит, чтобы глубина определенная соблюдалась. Её же потом мерили. Когда плуг забивался - очищала его и ногами, и руками. Всю весну так пахали и боронили. 

- Я один раз чистила и запнулась, - продолжает Валентина Александровна, - А тракторист сидел с женой в кабине, она ему обед принесла. Они там болтают, а я эту солому вытаскиваю. Запнулась и как-то перевернулась и упала. И тут он включил скорость. Думала, что меня в тот момент разрежет пополам. Такое состояние было ужасное. Он-то уехал, а я валяюсь. Перепугалась очень. Они когда увидели, сразу выскочили, подбежали, подняли меня, спросили, жива ли я. Меня слегка задело заднее колесо, ну, как бы вскользь. Расплакалась. Потом меня успокоили.

А осенью того же года поставили её поваром, целинников кормить. Работала Валентина Александровна с совсем молоденькой девчонкой. Не передать словами, как это было тяжело. Три раза в день приходилось готовить, начиная с раннего утра, потому что никто домой не уезжал. А работников было и не счесть, ведь приезжали отовсюду.

- На улице стояла печка железная, котел и деревянная кружка, - вспоминала она, - Готовили только лапшу, да суп. Больше и нечего было. Лапшу из муки делали сами. У меня даже сейчас эта скалка осталась и сито, которые использовала. Однажды произошел со мной такой случай. Холодно было. Печку надо было топить в вагончике. Утром мы встали с напарницей, а ветер сильный, холодище. Я фуфайку застегнула, шаль одела. Пошли затоплять печку. А солярки не оказалось у нас. Без неё не могли разжечь, так как ни лучинок, ни бумаги не было и дрова к тому же сыроватые лежали. Пошли искать солярку. Искали-искали, и вместо неё почерпнули бензин. Мы откуда знали, что это такое? По запаху не понимали. Никто нам не объяснял. Подошла я к печке и получилось так, что обрызгала всю фуфайку. Котелок этот рядом поставила, шалью накрылась сверху, чтоб теплее было. Сижу, чиркаю. Спичка зажглась, и всё вспыхнуло, что меня даже подбросило. На мне что было - загорелось. Особенно правый рукав. А повариха моя испугалась и убежала. Я за ней бегу, фуфайку дергаю, а расстегнуть не могу левой рукой. А на правой руке уже пальцы вздулись. Хоть я её и прятала, а не помогло. Напарнице кричу, чтоб расстегнула мне фуфайку. Бесполезно. Потом к окошку другого вагончика подбежала. Мужики меня увидели, выбежали. Я к тому моменту уже то ли расстегнуть успела, то ли пуговицы оторвались, даже и не вспомню. В общем, сняла фуфайку. Ночью спать не могла, уж очень жутко рука болела. Благо, на улице дождь шел, я руку в окно высуну, холодные капли падают, а мне легче становилось. 

Приехал на следующий день председатель колхоза. Рассказала Валентина Александровна ему всё, что случилось. Руку обожженную показала. Что теперь делать, интересовалась, ведь и картошку почистить была не в состоянии. Он же ответил, что помощница есть, и пусть она её заставляет делать то, что сама не может. И не стал Валентину Александровну даже заменять другим поваром.

Вот и продолжала она кормить трактористов и комбайнеров. Встанут с рассветом и сразу суп варить. Потом ещё и до работников доставить нужно было. Запрягут лошадь, нальют ведро похлебки, тряпку сверху завяжут и через лог и сопки за несколько километров на этой подводе ездили, чтобы мужчин накормить. Одной рукой вожжи держали, другой ведро. Пока везут, весь суп взболтается, и тряпка намокнет, да к тому же и остынет еда. И так по три раза. Потом стали термосы давать, чтобы пищу горячей успевали привозить.

- Я до армии три года штурвальным работал, - присоединился к разговору Алексей Никифорович, - с 16 лет. Пришел в 1956 году из армии и как раз уборку застал. Работал сперва там. Зимой председатель отправил меня в Овсянниково учиться на комбайнера. А зачем мне учиться? Не хотел сначала. Но, сказали надо, чтобы документы были. Отучился. Дали мне комбайн. Поработал я хорошо. Много грамот, и в газете про меня писали. Мы вместе с Валентиной работали. Она скребальщиком была. Наскребут сено, затем копны делали. Я на лошади подъезжал, а сзади прицеплялось из прутьев специальное приспособление - волокуша. Мы туда сено наваливали. А я его потом на вилы цеплял и метал стога. Всё делали руками. Приходилось за раз по сорок или пятьдесят килограммов поднимать. Вилы разные были, в зависимости от того, на какую высоту сено закидывал. Очень тяжело было на самый верх его забрасывать. И ведь нам почти ничего не платили. Начертят палочки какие-то, а мы и рады. Хотели работать, да ещё и с удовольствием, лишь бы дома не сидеть.

- Пять зим я на «кубатуре» была, - заговорила Валентина Александровна, - так в просторечии называли государственные лесозаготовки. Почти неделю ехали только в одном направлении. Наполовину раздетые: то пимы худые, то шаль плохая. Там, в тайге, работали целый день на морозе в снегу, голодные. Обрубали сучки и жгли их. Приедем вечером только, повариха сварит нам какую-нибудь бурдамагу. Всё лапша да затируха – это когда воду вскипятят и с мукой её взболтают.

В последние годы они вместе с Алексеем Никифоровичем на «кубатуру» ездили. Валентина Александровна там и поваром была. Он в тайгу ходил. Приходили вечером мужики, человек пятнадцать, ужинали и начинали курить. В комнате дышать даже нечем было. Спали все на голом полу, так как ни одеял, ни подушек с собой не брали. Фуфайку на пол стелили, а шалью укрывались. В тайге в избушке пол всегда ледяной был. Вот и болели там все часто.

Жалуются теперь супруги Колеговы на здоровье. Ведь всю жизнь так проработали. Алексея Никифоровича сердце подводит, а у Валентины Александровны с дыханием проблемы, приходится к помощи специальных аппаратов прибегать.

- Теперь вот глаза постоянно слезятся, - поясняет она, - Сколько мы пыли этой съели. Комбайн едет, а сзади на копнителе по два человека стояли, и вся пыль шла на нас. Марлю на глаза завяжешь, а туда сор набьется всякий. Иной раз из носа кровь пойдет, вытрешь её и дальше работать. Теперь вот с дыханием проблемы. Я с первого до последнего дня работала на целине. Как вспомню всё, даже не по себе становится. Эта работа такая тяжелая была. И старались хорошо всё делать и быстро, чтобы не отстать. Охота было, чтобы похвалили, а не ругали. Это сейчас молодежь работать боится.

А ведь и правда боится. Никому не хочется в настоящее время физически переусердствовать. Да и жизнь теперь, в общем-то, совсем другая стала. Посмотришь вот современными глазами на людей, повидавших целину и не перестаешь удивляться, откуда у них силы брались. Да и не иссякла эта сила до сих пор. Бодрые, активные, на здоровье жалуются, но всё равно предпочитают о помощи никого не просить. И помнят всё-всё: фамилии, даты, подробности. Ну как тут не удивляться?

Екатерина ДУНИНА.

с.Целинное.  

Красноречивые цифры и факты

Первые отряды целинников прибыли в наш район ровно 60 лет назад – в конце марта 1954 года, всего их было около 900 человек.

В это же время в Яминскую, Поповичевскую, Бочкаревскую и Марушинскую машинно-тракторные станции (МТС) поступили новые тракторы, посевная и почвообрабатывающая техника.

В Поповичевской МТС были созданы три целинные бригады, которые объединились в специализированный отряд. Только в 1954 году в этой МТС был освоено 18 тыс. гектаров целинных и залежных земель. Около 20 тыс. гектаров новых земель было поднято в колхозах, обслуживаемых Бочкаревской и Марушинской МТС.

Комсомольско-молодежная бригада колхоза имени Калинина (с.Чесноково), полностью сформированная из добровольцев Брянской области, подняла почти 2000 гектаров целины. Все механизаторы бригады были награждены медалями «За освоение целинных земель», а их бригадир Е.Ашитко был удостоен ордена Ленина.

Родина высоко оценила трудовой подвиг первоцелинников. 400 жителей нашего района получили государственные награды. А председателю колхоза «Память Ленина» (с.Ложкино) Логину Яковлевичу Сапунову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Этого звание ни до, ни после него не удостаивался в нашем районе больше никто. 20 человек стали кавалерами ордена Ленина, 60 – ордена Трудового Красного Знамени, 64 – ордена «Знак Почета». Около 3000 человек были награждены медалью «За освоение целинных земель».

За счет освоения целинных и залежных земель в 1954-1956 годах площадь пашни в нашем районе увеличилась на 62 тыс. гектаров – это больше половины нынешнего пахотного клина.

Просмотров: 548 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Администрация края
...
Администрация района
Погода в Целинном
Поиск

Copyright MyCorp © 2024