Геннадий Гилев:
Зерном мы людей накормили
А что тормозит производство продуктов животноводства?
«Производственные проблемы в сельском хозяйстве плохо ли, хорошо решаются. Сегодня надо говорить о будущем наших сел, о их сохранении», - считает первый заместитель главы администрации района, начальник управления сельского хозяйства Геннадий ГИЛЕВ.
Шаги вперед
- Геннадий Васильевич, выделите 2-3 направления в аграрной отрасли района, где, на ваш взгляд, достигнут заметный прогресс. В чем он заключается?
- Хороший скачок сделали сельхозпроизводители, которые занимаются растениеводством. Все последние годы шел очень серьезный процесс, связанный с приобретением современной техники взамен старой, изношенной, а главное – эта техника покупалась уже под выбранные технологии, к которым подталкивала сама жизнь. Это в первую очередь внедрение энергосурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, предполагающая применение новейших почвообрабатывающих агрегатов. За один проход такой комплекс выполняет сразу несколько операций, причем с высоким качеством.
20 процентов пашни в районе возделывается по нулевой технологии. В принципе это та же энергоресурсосберегающая плюс отказ от механической обработки земли. То есть ни перед посевом, ни после него земля не культивируется, не обрабатывается лущильником, в нее сразу врезаются семена. В этих технологиях вроде бы нет ничего сложного, но они требуют точного и своевременного выполнения всех агротехнических мероприятий. Снижается количество тракторов, работающих в поле, число людей. С другой стороны, остающиеся на почве пожнивные остатки создают условия для сохранения и выживания всех вредителей и болезней культурных растений, с которыми надо бороться. Чтобы переходить на такую технологию, нужно иметь финансовые ресурсы, оборотные средства для приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений – без этого рассчитывать на высокий урожай не стоит. Но если всё сделано как надо, то и эффект будет бесспорным. Во-первых, уменьшается количество работников, что крайне важно в сегодняшних условиях дефицита кадров. Во-вторых, и главное, это конечный результат. Сегодня никого не удивишь тем, что отдельные поля и участки дают 50-60 центнеров зерна с гектара – как на Кубани. Какими бы последние годы ни были – засушливыми ли, с избытком влаги – результат все равно высокий.
Еще одно направление, которое взяли на вооружение многие наши сельхозпроизводители. Это возделывание технических культур – сои, рапса, подсолнечника, рыжика, той же сахарной свеклы, от которой пока отказались из-за далекого расстояния до сахарного завода. Почему эти культуры оказались привлекательны? В первую очередь, из-за более стабильной закупочной цены на них. Но, чтобы их выращивать, надо опять же располагать оборотными средствами. Если зерновые обрабатывают средствами защиты по 4-5 раз, то технические культуры и того больше, особенно по вредителям. Они не любят сорняков. Помнится, в ООО «Гея» против них вели обработку семь раз на сахарной свекле. И всё равно заниматься техническими культурами выгодно. Сегодня их в районе более 11 тысяч гектаров, и эти площади будут увеличиваться.
Сделан шаг вперед и в развитии мясного скотоводства. Показателен в этом отношении пример ООО «Фарм». Пять лет назад ему был присвоен статус племенного репродуктора, а нынче предприятие стало племенным заводом. Есть подвижки в других хозяйствах. Растет поголовье, и общее, и маточное. Но эти положительные подвижки незначительны, если их рассматривать с точки зрения возможностей нашего района.
Кто рискнёт?
- Что вы можете сказать о сегодняшнем фермерском корпусе: способен ли он решать стоящие перед ним непростые задачи или ему чего-то не хватает?
- В основной своей массе у них есть и здоровые амбиции и стремление. Не джип себе купить и на этом успокоиться, а развивать свое хозяйство, выходить на более высокий уровень производства. Руководители, собственники понимают: чтобы выжить в рыночных условиях, надо быть на уровне и по продуктивности пашни, и по качеству того же зерна. Я думаю, примерно половина наших сельхозпроизводителей из 102 набрали хорошие обороты: обновляют технику, мехтока, строят складские помещения, приобретают сушильное оборудование… У них будущее определено. Здесь другое надо сказать. Зерном мы страну накормили. Про овес как сегодня говорят: ребята, вы его вырастили? Ну и ешьте сами! То есть заводите животноводство и используйте овес по полной программе. Те, кто занимается техническими культурами и скотом, давно уяснили: чем больше культур я выращиваю, тем лучше для меня. Я защищен на рынке. Вспомните поговорку о яйцах, которые надо откладывать в разные корзины. Так и здесь. Цена на одну культуру упала – я выиграю за счет другой.
Наши климатические условия диктуют определенный набор культур. От этого никуда не денешься. Кукурузу на зерно, кроме Бейфорта, никто выращивать не будет – и он ее в конечном счете использует на корм скоту в качестве кормовой пасты. Хотим того или нет, но если мы думаем о будущем сельхозпредприятия, мы должны думать о животноводстве. Условия для него в нашем районе, я так скажу, близки к идеальным, за исключением сибирского климата.
- В связи с этим у меня к вам вопрос, связанный с текущим моментом. Ваше отношение к разговорам об импортозамещении? Смогут ли наши крестьяне, в том числе и работающие в Целинном районе, в достатке обеспечить страну мясом, молоком, другими продуктами питания? Это надолго и всерьез или это очередная кампания?
- Коснемся мяса. Почему у нас еще мало фермеров занимается животноводством? Первый постулат, который ясен и понятен: госпрограммы, которые были в прошлом году по поддержке мясного скотоводства, в этом году на ходу начинают менять. У сельхозпроизводителей, особенно мелких, нет уверенности, что если государство сказало «а», скажет и «б». Ни для кого не секрет: чтобы заняться любым видом животноводства, нужно вложить немалые финансовые ресурсы. Надо еще реально осознавать, что у большинства нет того первоначального капитала, чтобы заняться животноводством, и в дураках потом оставаться никто не хочет, поэтому и остерегаются. Еще 2015-й год не начался, а крестьянин должен просчитать его, как говорят «от» и «до»: что я вложу, какие возьму кредиты, что продам, сколько получу, какова фмнансовая поддержка будет от государства и т.д. А когда все это на воде вилами писано – кто будет рисковать? Взять ту же поддержку. Центр предоставляет ее региону при условии, когда регион выполнит соглашение между Минсельхозом и администрацией субъекта Федерации (поголовье, объемы производства и пр.). В случае невыполнения регион, а стало быть, и вполне конкретные фермеры из этой области или края лишаются поддержки. Хотя это конкретное предприятие выполняет условия соглашения. Хотим завалить страну собственным молоком и мясом, другими продуктами – создайте простые, прозрачные, понятные всем условия игры на рынке, без обмана. Убежден: результат будет быстрый и ощутимый.
Какое оно, будущее?
- Что вас особенно волнует, тревожит, беспокоит сегодня и на перспективу развития сельского хозяйства?
- Знаете, меня больше беспокоит не само производство и связанные с ним проблемы – в целом плохо или хорошо они решаются. Сегодня надо говорить о будущем наших сел, о их сохранении. Что значит сохранить село? В первую очередь надо, чтобы наши дети не уезжали в город, надо наоборот создавать условия, чтобы молодежь из города поехала к нам. Если в короткий срок не сделаем рывок, не привлечем инвестиции извне для направления их на строительство и ремонт дорог, водопроводов, социальных объектов, то, боюсь, ближняя и дальняя перспектива будет сложной в этом отношении. Да, осваиваются новые технологии, людей требуется всё меньше и меньше. Кто-то должен заменить тех, кто ушел на пенсию. А если увеличим объемы животноводства – потребуются кадры. Скотник – он был и будет, ветеринар, зоотехник… Со всех трибун красиво говорят про заботу о селе. Но когда начинаешь смотреть на конкретные село, район – эти инвестиции незначительны по сравнению с тем, что сегодня надо сделать. Не надо этого допускать, а создавать максимально комфортные условия для жизни в деревне. Сама деревня с этим не справится.
Алексей ХВОРОВ.
Напоследок
- Геннадий Васильевич, напоследок хотел бы спросить: как вы относитесь к ажиотажу вокруг гречневой крупы?
- Он создан искусственно. Переработчики хотят загрузить свои мощности, а торговля – вызвать абсолютно неоправданный спрос, чтобы тем и другим заработать. Старшее поколение, наученное горьким опытом жизни в условиях дефицита, а то и голода, порой клюет на эту удочку, запасается впрок и гречкой, и другими продуктами. Такого быть не должно. Государство в подобных экстраординарных случаях просто обязано вмешаться и расставить всё по местам. По данным госстатистики, в нашей стране в текущем году произведено больше гречихи, чем в 2012 году. В чем проблема?
Из биографии гостя
Гилев Геннадий Васильевич родился в 1953 году. После окончания Алтайского сельхозинститута работал зав. реммастерской в совхозе «Красный факел» (с.Победа). С 1981 года – главный инженер МРО «Сельхозтехника», руководитель ремтехпредприятия, ОАО «Агросервис». С 1997 года – заместитель, первый заместитель главы Целинного района, начальник управления сельского хозяйства.
|