Роботы познают мир

Последнее время в нашем районе можно услышать о появлении нового направления в школьном образовании – робототехники. Что это за роботы, какую пользу они могут принести детям? Можно ли этим действительно увлечь ребенка или это пустая трата времени? Для выяснения мы отправились в Сухо-Чемровскую среднюю школу, единственное образовательное учреждение в районе, где активно развивается это направление. Владимир Васильевич Анисимов, учитель физики и руководитель кружка по робототехнике, согласился с нами побеседовать.
- Владимир Васильевич, что это за робототехника? И как она появилась в Сухой Чемровке?
- Вернее сказать – образовательная робототехника. Это сравнительно молодое инновационное направление в общем образовании и внеурочной деятельности, развиваемое в Алтайском крае. Ресурсный центр находится в Барнауле, где на базе АКИПКРО и некоторых гимназий проходит обучение преподавателей по данной специальности. После прохождения курсов повышения квалификации у меня появилась возможность для реализации в своей школе программы по образовательной робототехнике. Основными формами обучения являются уроки с использованием цифровых средств обучения и элементов робототехники, элективный курс и предметный кружок. Итоги подводим на краевой олимпиаде во время весенних каникул.
- Что из себя представляет такая олимпиада?
- Это краевой форум, на который собираются юные робототехники со всего Алтайского края. Соревнования проводятся в нескольких номинациях, главной задачей является выполнение роботом определенной миссии. По результатам прохождения присуждаются места. Присутствует все, что должно быть на соревнованиях: всплеск эмоций и разочарование, драматизм и случай. Все это испытали на себе мои воспитанники…
- Ну вот, вы сделали робота, и что потом? Опять его разбираете и собираете?
- В основном – да, но некоторые «живут» подольше, так как могут послужить базой для новой модели. Кроме того, роботы не только конструируются, но нами же и программируются. С помощью датчиков, которыми они познают мир и заданной программы, роботы совершают определенный алгоритм действий. Сейчас активно развивается направление, предполагающее пошаговое усовершенствование моделей. Мы располагаем одним комплектом – посмотрим, что получится. В перспективе будем использовать элементы электротехники, дети познакомятся с паяльником.
- А как вы думаете, полезно ли использовать роботов в школе на уроках физики, например?
- Это должно стать обязательным. Роботами можно заменить всю лаборантскую по физике или цифровые лаборатории, которые сейчас поступают в базовые школы. Всё это подключается к компьютеру и выводится на экран, получается наглядно, красиво. Можно проводить целые исследования. Вся проблема в организации занятий.
- От желающих заниматься, наверно, нет отбоя?

- Это может делать любой желающий ребенок. Но я не ставлю своей целью охват детей, занимаются те, кому это действительно интересно. Немаловажным фактом так же является оснащенность оборудованием – в идеале над одним роботом должен работать один ребенок, нет смысла трудиться группе от 3 до 5 детей – интерес вскоре пропадет. Считаю, что обладая базой в пять роботов, нужно приобретать ресурсное, вспомогательное оборудование, улучшать качественно модели, а не заниматься обычным конструированием.
- Владимир Васильевич, насколько реально создание искусственного интеллекта и ваше к нему отношение?
- Весь вопрос в том, до какого предела искусственный интеллект способен имитировать интеллект человека. В настоящее время робототехника и искусственный интеллект очень тесно связаны. Еще Айзек Азимов предсказывал неизбежность доминирования над миром искусственного интеллекта. Отношусь к этой проблеме с интересом, надеюсь, что удастся пообщаться с гуманоидом…
- Вопрос на грани философии. Гуманно ли создавать роботов, которые смогут осознать сами себя?
- Скорее целесообразно, приведу пример: через несколько лет, при полетах на другие планеты Солнечной системы, уже не нужно будет брать каких - либо комплектующих элементов, достаточно захватить 3D принтер и гору пластика, все напечатать на месте и работу эту будут выполнять «разумные» механизмы. Прогресс не остановить. Если запускать корабль к ближайшей звезде в Центавре, то потребуется обязательно "разумная" автономная роботизированная система на борту, т.к. полет продлится несколько сот лет.
- Спасибо за ответы, Владимир Васильевич. Что бы вы пожелали читателям нашей газеты?
- Здоровья всем читающим! Коллег с наступающим Праздником!
|