Для многих она была второй мамой,
а для кого-то, может, и первой

Одиннадцать лет назад, 19 октября не стало удивительной женщины, добрые взгляд и улыбку которой многие узнали по фотографии. Любовь Петровна Фомичева была отзывчивым и понимающим учителем, справедливым и сердечным человеком, замечательной, заботливой мамой и женой. Она с легкостью покоряла сердца одноклассников, коллег, учеников и просто знакомых, которые и сегодня с большим уважением, трепетом говорят о ней.
В тот день, когда на первом этаже Целинной школы №1 проходило прощание с Любовью Петровной, пришло огромное количество людей. Те же, кто не смог посмотреть на неё в последний раз, выходили на улицу из магазинов, своих кабинетов и домов, чтобы проводить её в последний путь. Каждому было по-своему тяжело расставаться с таким человеком.
Сегодня о ней продолжают тепло вспоминать и на педагогических мероприятиях, и в небольшой учительской школы, где она была директором, учителем истории и обществознания.
- Под руководством Любови Петровны я работал с основания учебного учреждения, – говорит директор Целинной средней школы №1 Александр Сергеевич Булыга. – На протяжении всего времени она была талантливым, отзывчивым, очень доброжелательным руководителем. Никогда не случалось такого, чтобы Любовь Петровна написала на кого-нибудь приказ за неисполнение должностных обязанностей. Она умела находить слова, взывающие к совести человека, и после этого люди с ещё большим энтузиазмом начинали работать. Когда Любовь Петровна была директором, то школа всегда занимала лидирующие позиции и по учебе, и по спорту, и по любым внеклассным мероприятиям.
Хулиганка Люба
Родилась она 27 сентября 1941 года в с.Дундиха Троицкого района. Так получилось, что своего родного отца знала только по сохранившимся в семейном альбоме фотографиям. Его забрали на фронт за месяц до её рождения, а в декабре он пропал без вести.
Вера Максимовна – мать самой настоящей хулиганки Любы, воспитанием неугомонной дочери занималась одна. Работала в леспромхозе. Активная Любовь зажигала своими идеями всех одноклассников. Правда, частенько это оказывалось озорством, что сердило Веру Максимовну. Боевой, заводной характер не мешал хулиганке преуспевать в учебе. Окончив школу, она смело поехала поступать в педагогический институт в Бийске, захватив с собой несмелого одноклассника. Сама поступила и его заставила. Тогда она ещё не могла определиться с факультетом, волею судьбы им оказался историко-филологический.
В Бийске она встретила спокойного парня Анатолия, который стал её спутником жизни. Дипломированного специалиста, Анатолия Васильевича, направили на работу в Еландинскую школу. Она, естественно, поехала вместе с ним. Зимой 1965 года у них родился сын Вадим, а летом того же года семья Фомичевых переехала в райцентр. С 1983 года по август 2004 Любовь Петровна была директором нынешней Целинной средней школы №1.
Замечательная мама
- Она всегда и везде оставалась такой, какой была на самом деле, какой её все знали, – вспоминает сын Любови Петровны, Вадим Анатольевич, который работает учителем в той же школе. – Мама поддерживала меня во всех начинаниях. Когда в 15 лет я увлекся игрой на гитаре, мне сразу купили этот музыкальный инструмент. С ней всегда было интересно. Неважно, что мы при этом делали. Даже когда выходили работать в огород, веселились от души. Она никому не давала спуску. Во время отдыха находилась в центре всеобщего внимания и всем передавала свою неиссякаемую энергию.
Она была такой человечной. От неё я унаследовал хорошее качество: не стоит идти на принцип, не надо злобствовать, чтобы не утопить человека ещё сильнее, ведь люди и ситуации бывают разные.
Так получилось, что она была мне не только мамой, но и учителем, а позже и руководителем. Помню, как-то на экзамене по истории подошла моя очередь отвечать. Мама – председатель комиссии, рядом сидят ассистенты. В конце моего выступления собирается ставить мне четверку. Тогда работала Мария Степановна Демина, которая говорит: «Как это четыре, нужно поставить «отлично». В общем, Любовь Петровна согласилась, так как считала, что со своих детей надо требовать больше.
Спорт, а именно лыжи, велосипед, легкая атлетика – часть её жизни. Она участвовала в олимпиадах для учителей. К регалиям серьезно никогда не относилась, просто складывала, никогда не носила. Про многие награды я даже не знал, пока случайно их не нашел.
Когда она начинала работать, то коллектив практически наполовину состоял из мужчин. Ей приходилось вести себя жестко и строго. Не забуду, как в морозный декабрь пришел из армии, меня встретили, а на следующий вечер не застал маму дома. Оказалось, что в кочегарку привезли уголь, и она его разгружает. Одна, целый КамАЗ. Естественно, я присоединился к ней.
Любимый учитель

Выпускники Любови Петровны были частыми и желанными гостями в её доме. Она искренне радовалась каждому их визиту и с нетерпением ждала следующих встреч.
- Для нас она была второй мамой, а для кого-то, может, и первой. Сейчас думаю, зная про работу учителя не понаслышке, где она брала на все это время? – говорит Галина Бабенко (Дымова) (в настоящее время проживающая в Кемерово). Любовь Петровна была у неё классным руководителем. - Она жила в школе, не зная выходных. Шила с нами костюмы к юбилею образования СССР. Раскрашивала их сама зеленкой, другой краски не было. Школьные, классные вечера, сборы макулатуры, металлолома, субботники, конкурсы цветов, учила писать плакатными перьями... Возила нас в Горный Алтай. К каждому относилась одинаково. Мы все были у нее "любимчиками". Занималась с отстающими. Решала с ними и математику, и остальные предметы. Великолепно знала историю. Заразила меня своей любовью к ней. Организовала в своем кабинете №6 исторический музей. Мы бежали к ней по любому поводу и без повода. Ревновали к другим детям, даже когда окончили школу. Казалось, что она изменилась по отношению к нам. Как-то практику проходила сестра моего одноклассника Александра Шмырина, у нас был такой протест против нее. Любови Петровне пришлось объяснять, что это все ненадолго и она Сашина сестра. Возмущались мы долго.
А вот что рассказала об этом непревзойденном педагоге одноклассница Галины - Ирина Толмачева:
- Я просто очень любила ее и восхищалась, что она всегда была с нами рядом и на зарнице, и в походах, и на 8 Марта. Когда мы собирались у Галины Тютюевой, то она, читая газету (точнее, делая вид), наблюдала за нами и улыбалась своей замечательной улыбкой. Я дралась, как пацан, а она всегда говорила, что Иринка зря не тронет, потому что сама была такой же. Любовь Петровна научила нас доброте и сплоченности. В школу хотелось идти, а каникулы казались адом. Все спортивные секции посещала, потому что в классе царила дружественная обстановка, а уехав в Алма-Ату, я ощутила, что Любови Петровны очень не хватает. Отправляла ей посылки с яблоками, а она всегда была благодарна. Приезжая в Целинное, бежала к ней. Любовь Петровна накрывала стол, и мы болтали. Наверное, для всех она была второй мамой.
Страшную болезнь у Любови Петровны обнаружили в 2002 году. Она боролась с ней два года, при этом продолжая работать, как ни в чем не бывало. В августе она сложила с себя обязанности, а в октябре всех потрясло известие, что её не стало.
У меня о ней тоже сохранились самые светлые воспоминания. Как весело и занимательно проходили уроки истории, как однажды она оделась, словно учитель Древней Греции, с плетью в руках, которой, шутя, нанесла 100 ударов опоздавшему однокласснику. Никогда не забуду последние уроки, которые она вела. Мы все знали, что Любовь Петровна серьезно болеет. Она говорила очень-очень тихо, а в классе стояла оглушительная тишина. Никто не баловался, не шумел и не разговаривал. Её слова, не знаю, как на других, но на мою жизнь они повлияли: «Когда люди каждый день находятся рядом с нами, то мы перестаем это ценить. Не говорим своим близким, что любим их. Иногда попросту обижаем. Лишь после смерти дорогих людей сожалеем, что многое не успели сказать или сделать, но тогда становится слишком поздно. Старайтесь как можно чаще обнимать своих родителей, родных и не бойтесь говорить, как сильно вы их любите».
Екатерина ДУНИНА.
с.Целинное.
|