"Эти годы мне снятся..."
Валентина Михайловна
Жарикова приехала в Целинный район после окончания учёбы в Куйбышевском издательско-полиграфическом
техникуме. Вместе с мужем жила в
с.Верх-Яминское и работала продавцом, не рассчитывая, что когда-либо доведётся
работать по специальности. Но в один день её судьба круто повернулась. Сменился
редактор в газете «Восток Алтая», на смену ушедшему на пенсию Ивану Ильичу
Дьякову пришёл Анатолий Петрович Кубарев. Ставленник районного комитета партии,
он пользовался определённой поддержкой и поэтому мог подбирать кадры, заинтересовывая людей
материально. В частности, В.М.Жарикову он приглашал на работу, обещая помочь
получить жильё. И действительно, «выбил» квартиру в райцентре в районе
Сельхозтехники. Ничего завидного в ней не было, холод стоял жуткий, но всё же
по съемным квартирам мыкаться не пришлось.
Вот так с 1983 года
Валентина Михайловна стала работать в Целинном филиале производственного
объединения «Катунь». Она прошла все этапы: была линотипистом, наборщиком,
спустя три года возглавила типографию,
после ухода бывшего бригадира Н.Я.Манько.
Что такое в те годы была
типография? Это было место, куда учителя приводили школьников на экскурсию,
чтобы воочию наглядно дети увидели процесс выпуска газеты. Из тихой кабинетной
редакции ребятишки спускались на первый этаж в грохочущее и пахнущее бензином и
металлом помещение. Занимала типография практически весь первый этаж здания
редакции по ул.Советская, 44 (где сейчас расположен магазин «Мария-РА»). Только
тепло и светло в ней никогда, даже в самые лучшие годы не было, хотя все
работники и особенно сама Валентина Михайловна, отдавали много сил, чтобы
навести чистоту и уют.
Поделено помещение было на
4 отдельных цеха: линотипный, где стояли две строкоотливные машины и «баба
Яга», так в шутку называли «ЭГА» - гравировальный станок, на котором нарезались
клише фотографий. Линотиписты набирали на машине текст, который к ним приносили
из редакции, строки отливались из сплава свинцовых «чушек», а после
использования они вновь переплавлялись в другом цеху, расплавленный свинец
заливался в формы и готовые «чушки» опять закладывались в линотип. Очень долго
линотипистом работала Валентина Петровна Косых. Поменьше – Надежда Михайловна
Вишнякова.
Наборный цех имел большой
верстальный станок. Это было царство наборщиков: Веры Степановны Шаховой, Нины
Афанасьевны Кочкиной. В разное время здесь успели потрудиться Виктор Иванович
Сорокин, Ирина Михайловна Четвертакова. Готовый набор из линотипного – узенькие
миеталлические полоски с отлитыми в зеркальном отображении мелкими буковками,
чаще всего 9 кеглем, нужно было сверстать, выложить также в зеркальном изображении
заголовки, фотографии, подписи к ним, разбить на колонки, всё это пользуясь
обычным шилом, заключить в формы, обвязать шпагатом, отнести на печатный
станок.
Холодно было в этом цеху,
руки от постоянной работы с ледяным металлом иногда ничего не чувствовали. До
сих пор помнится, как при переноске на печатную машину плохо связанные или
закреплённые в ней полосы рассыпались, и тогда вся редакция и вся типография
вместе допоздна упорно, по строчке, восстанавливали набор. Потому что во главе
угла в первую очередь всегда стояла газета. Она должна была выйти вовремя во
что бы то ни стало. Вряд ли кого-то сегодня можно заставить это делать, а в те
годы многое делалось не столько за деньги, сколько во имя идеи, на энтузиазме.
К слову сказать, наверное это и служило сплочению людей.
В печатном цехе стояла
резальная машина для бумаги, её между собой звали «гильотина», две больших
печатных машины и одна маленькая тигельная, на которой, в основном, печатались
бланки. На печатных станках работали Галина Павловна Кузнецова, Любовь
Александровна Пахомова, Валентина Капитоновна Стрелец. Поощрялась
взаимозаменяемость, осваивались смежные профессии. Газету печатали всегда в
первую очередь, бросив все другие заказы. Но редакция постоянно добивалась усиления оперативности и
часто материалы приносили в типографию с большим запозданием. Поэтому нередко
печатники задерживались до 9-10 часов вечера, работали в субботу рано утром. А
у всех дети, семьи, свои заботы.
Жарикова хорошо помнит случай, когда две печатницы
отказались работать сверхурочно, и по истечении рабочего времени ушли домой. График выхода газеты оказался
сорван, незамедлительно последовала разборка. Разбираться пришли третий
секретарь райкома КПСС В.В.Парфентьева и председатель райисполкома В.И.Шепилов.
Владимир Иванович тогда в качестве примера
задал печатникам вопрос: «А что бы вы сказали, если бы В.С.Хвостов
(бывший хирург ЦРБ – Ред.) прервал бы операцию, потому что кончилось его
рабочее время, и пошёл бы домой? А назавтра бы пришёл доделывать её?..»
Производство из-за свинца и
цинка считалось вредным, те, кто имел стаж работы здесь 10 лет, могли идти и
пошли на пенсию раньше, за вредность выдавались талоны на сок. Руки от
въевшейся в них типографской краски - мастики – становились черными. Отмывали
их сначала авиационным бензином и хозяйственным мылом со щёткой под краном с
холодной водой. В более поздние годы, когда бензин подорожал – только мылом и
щёткой. Многие хозяйки через знакомых и друзей выпрашивали у типографских
работников голубую мастику, при смешивании с белой краской или известью она
давала удивительно нежный оттенок.
Газета вскоре перешла на офсет, её печатали уже в Бийске, осталась
только бланочная продукция. В 1990 году типографию отсоединили от Бийска, она
стала называться государственным унитарным предприятием «Целинная типография»,
а В.М.Жарикова стала директором. В 2006 году предприятие закрыли.
«Мы никогда не были убыточным предприятием, - вспоминает она те
годы. – Мы всегда имели прибыль. Даже когда ликвидировались, убытков на тот
момент не было. Но всеобщая компьтеризация и переход на электронные виды
отчётности всё равно рано или поздно нас уничтожили бы. Несмотря на то, что в
помещении зимой было невозможно холодно, работа была трудной и грязной, мы
вспоминаем минувшие годы с тёплым чувством. Мне часто снится, что я снова
работаю в типографии. Валентина Петровна Косых, с которой мы часто
созваниваемся, тоже рассказывает, что вот опять во сне видела, что она за
линотипом. В коллективе жили дружно, не ругались, не ссорились. А встречались не так давно, жаль только, по
печальному поводу, на похоронах Н.М.Вишняковой. Всем моим бывшим коллегам я
желаю только здоровья, телесного и душевного, а всё остальное само придёт».
«В коллективе типографии
действительно была хорошая атмосфера, и во многом это шло от Валентины
Михайловны, - рассказывает главный бухгалтер редакции «Восток Алтая»
Наталья Николаевна Иванова, бывший бухгалтер типографии. – Мы проработали
вместе более 10 лет. Были и у нас производственные трения, но она никогда не
переносила их на личность, не придиралась, не мстила. Выскажет претензии по
делу, если они есть, и снова ровные, доброжелательные, деловые отношения. Мне
было очень жаль, когда типография закрылась, хотя я ушла немного раньше, потому
что подвернулась работа в редакции».
|