Среда, 27.11.2024, 19:17

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 316
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Февраль » 9 » ГЛАВНАЯ ТЕМА
11:29
ГЛАВНАЯ ТЕМА

Простые солдаты, но подвиг их вечен

К 25-летию вывода советских войск из Афганистана

На днях исполнится 25 лет, как закончилась война в Афганистане, где гибли наши, совсем ещё юные ребята. Но она никогда не закончится для тех, кто там был, навсегда останется в их душах, в их глазах и в их памяти.  Много говорили об этой войне, много писали и много скрывали. По-настоящему о том, что там творилось, знают лишь сами её участники, которые так не любят вспоминать и уж тем более говорить о самых страшных днях в своей жизни.

Не хотел об этом вспоминать и Александр Борисович Смагин, который научился жить спокойно, посвящая себя спорту и обучению детей, работая в Бочкаревской среднейшколе. Он является хорошим примером для наших будущих защитников. Каждый новый день встречает  в шесть утра и на лыжах. Учит детей добиваться успехов и доводить все дела до конца. Награжден двумя медалями «За боевые заслуги» и медалью «От благодарного афганского народа».

День, когда он пересек границу с Афганистаном,навсегда отпечатался в его памяти - 20 августа 1986 года. Тогда Александр Борисович сам написал заявление, чтобы его отправили туда, прослужив два года в Уральском военном округе.

Война не ждет

Почти сразу, как только он прибыл в автомобильный батальон, прошло собрание, где Александра Борисовича, вновь прибывшего лейтенанта,представили и ознакомили со своими обязанностями. Наутро уже следующего дня он ушел в рейс. Времени ни на отдых, ни на раскачку просто не было. Должность принималась в процессе службы. Средний рейс длился двое или трое суток. Максимальныйдоходил до 12 дней и считался тяжелым. Поэтому строго подбирались люди, старая техника отсеивалась. Задача батальона заключалась в доставкевоенных грузов от границы до провинции Кандагар.

- Полгода работал в головной машине, она была первой в колонне, - тихо, не спеша и тщательно подбирая слова, говорил Александр Борисович. – Я был молодым офицером, малоопытным. В мои задачи входило поддерживать связь с командиром роты, выполнять его распоряжения, регулировать скоростной показатель, то есть движение колонны и докладывать командиру всё, что вижу впереди. Потом прошло полгода, и офицер-техник ушел из роты, так как у парня подходил срок выслуги. Меня поставили начальником техзамыкания, то есть я уже работал в конце колонны, шел последним. Если впереди идущие машины выходили из строя, то я  в оперативном порядке их ремонтировал. Колонна тем временем не останавливалась, а продолжала движение. Задача была не допустить максимального отрыва от головной машины. Каждый сезон предвещал свои трудности передвижения колонны. Зимой были сложности при преодолении перевалов, машины буксовали, покрывались снегом, а то и льдом. На перевалах дежурили машины БМП (боевыемашиныпехоты), которые тянули КамАЗы до конца подъема. Были случаи, когда часть колонны останавливалась наблокпостах для ночлега. На следующий день продолжали движение до места сдачи груза.

Каждая минута была на счету

Слушая его, мои вопросы отпадали сами собой. Даже слов никаких не находилось. Да и что вообще можно было говорить? Временами я заслушивалась настолько, что полностью погружалась в представляемые мною картины происходящего. Становилось немного не по себе, и непреодолимо тянуло стряхнуть мурашки. Он показывал свой военный альбом с фотографиями разрушенных зданий, военной техники и солдат с оружием в руках, продолжая говорить.

- Главная проблема летом - была жара, - не поднимая глаз,он перебиралпальцы от нахлынувшего волнения, - далеко не новая техника, далеко не новая резина,неисправности... В провинциях шли бои. Повсюду были насыпаны гильзы, от которых часто прокалывались колеса. Очень плохая дорога шла после Герата. Была бетонка, но в каждом стыке - ямы, скорости минимальные, тряска, объезд по обочинам запрещался. Нерадивые водители не слушали и объезжали. Случались подрывы. Хоть дороги и контролировались, но «духи» умудрялись закладывать фугасы.Дисциплина маршрута нарушалась, и люди гибли: кто-то умирал, кто-то оставался без ног, кто-то без глаз. Основная задача роты и офицерского состава заключалась в том, чтобы выполнить график перевозок, сохранить технику и людей.Хоть ходили всегда по одному и тому же маршруту, но рейс от рейса отличался. Часто не хватало опыта у водителей, ведь бойцыприходили из учебных подразделений. Им было труднее. Во-первых, жара. Я сам получил два тепловых удара. Стоило несколько минут постоять без головного убора, а если ещё и с мокрой головой, то моментально начинались сильные боли и головокружение. Во-вторых, волнение, да и не каждый был физически подготовлен. Во время устранения неисправности машины никто ни курил и не ходил. Каждая минута была не счету.

Шальные пули Кандагара

Самые тяжелые рейсы для него были в Кандагар. Это не просто огромные расстоянияв 600 или 700 километров, но ещё и частые обстрелы колонны. Некоторые окрестности Кандагара были занятыдушманами. Оттуда они стреляли из гранатометов и работали снайперы. Задачей наших блокпостов было обеспечить безопасное прохождение военных колонн.Скорость по Кандагару была низкая. Колеса прокалывались. Велся перекрестный огонь. Если останавливалась машина, то в считанные минуты подъезжал БТР, где находилсякак минимум подполковник. Он узнавал, что случилось, и давал на устранение неисправности максимум пять минут.

- Здесь я уже сам решал, - продолжает Александр Борисович, - успею устранить или нет. Если не успевал, то цеплял машину эвакуационным тягачом, и мы уходили с этого места, потому что каждую минуту нас могли увидеть душманы и обстрелять. Поэтому всё былопредельно оперативно. Хорошо, когда все машины приходили, или пробивались задние колеса, и на дисках мы могли пройти опасный участок...

Он был в Афганистане 26 месяцев и около десяти раз отправлялся рейсом в Кандагар. Но ему этого хватило. Каждый рейсбыл по-своему тяжелым. Не обходилось без обстрела, когда в одно окно машины пуля влетала, а через другое вылетала и солдаты вздыхали с облегчением, что она не попала в них. Александр Борисович видел, как работает авиация, видел работу личного состава, блокпостов. Всё это чувствовали переживал.

- Не могу не рассказать один случай, - вдруг заулыбавшись, заговорил Александр Борисович, - В конце службы, где-то за год до вывода войск из Афганистана, встретил там своего близкого земляка – Евгения Шишова. Он знал, что мы ходим по одному маршруту и постоянно искал и спрашивал обо мне. Как-то ночью, когда наша колонна стояла в ожидании разгрузки, меня разбудил караульный и сообщил, что ко мне пришел земляк.Я сразу понял, что это мог быть только он. Оказывается,Евгений просто наобум пошел искать меня в этойколонне. Надеялся найти и нашел. Естественно, радости не было предела. Мы долго сидели, говорили, вспоминали. Оказалось, что он возил на своем КамАЗе авиационные бомбы весом по 500 кгна военные аэродромы провинций Шинданд, Герат и Кандагар. После этого наши пути неоднократно пересекались. Я ему старался помогать, поддерживал, как мог, потому что для меня человека ближе, чем он, тогда не было.

Жизнь по ту сторону

После Афганистана Александр Борисович дослуживал в Узбекистане, ждал там своего сменщика. Ещё с Афгана просился в Сибирский военный округ, и командование пошло ему навстречу – он попал в Бийск, почти домой.Контраст был огромный. По сравнению с Афганистаном военная часть, куда его распределили,казалась ему базой труда и отдыха. Люди жили по-другому. Отходил от войны он долго, лет пятьточно. Был иногда агрессивен, порой неадекватен. Часто видел сны про войну.  Но со временем привык к обычной жизни.

Спустя лишь лет 15 стал осознавать и понимать, как на самом деле было в то время тяжело. Весь личный состав подразделения жил по законам военного времени, выполняя приказы. Пережили многие проблемы: наркомания, болезни, жара, пища,межнациональные отношения. Кто-то был сильным, кто-то слабым.Психологическое напряжение зашкаливало. Большую роль в выполнении поставленных задач играла дисциплина марша, дисциплина строя, дисциплина во всём. Поэтому после каждого рейса проводился анализ: поощрялись отличившиеся водители, разбирались случаи нарушения дисциплины, строго наказывались те, кто её нарушал.

Афганистан принес много горя и слез, забрав жизни молодых солдат. Воины-интернационалисты, прошедшие Афган, другие горячие точки, служат ярким примером выполнения своего служебного долга. Мы гордимся ими.

Екатерина ДУНИНА.

с.Бочкари.

 

 

Просмотров: 352 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Администрация края
...
Администрация района
Погода в Целинном
Поиск

Copyright MyCorp © 2024