Вторник, 07.05.2024, 12:21

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 315
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Май » 13 » хроника подвига
10:06
хроника подвига

Хроника подвига,

которого никто не заметил


   Накануне здорово мело. Но, как по заказу, утро 9 марта встретило измученных снегопадом людей ярким солнышком. Выпавший накануне снег искрился и звал их из домов – за город, в гости, на рыбалку… Куда угодно, лишь бы подальше от надоевших стен. Так и поступили многие владельцы личных авто: быстренько собрались и оживленно рванули по своим делам.

   Мартовский день обманчив. Кажущийся с утра бесконечным, он по-зимнему быстро подходит к концу. Вот и этот почти праздничный, такой обманчиво-погожий денек внезапно потух. В считанные минуты небо заволокло серостью, подул ветер, выбивая из туч снег. Оживленное движение на дороге от бийской трассы до Воеводского замерло в один миг. Один из автомобилей просто не справился с очередным снежным переметом и застопорил движение в обе стороны. Люди, находящиеся в двух десятках автомобилей, оказались в настоящем снежном плену. На помощь пришли сотовые телефоны, по которым тревожные оповещали родных о том, что в пути, похоже, придется задержаться. Никто еще не подозревал, как надолго им придется задержаться в этом пути.

 

Вечер 9 марта

   Первым на помощь пленникам выехал воеводчанин Яков Гертель:

   - Примерно часов в 6 вечера мне позвонил родственник и сказал, что застрял в перемете неподалеку от села. В подсобном хозяйстве отца имеется трактор «Беларус». Недолго думая, завел его и поехал на помощь. Я даже не сомневался, что смогу помочь ему выбраться. Едва выехав за село, я понял, что дело обстоит гораздо хуже, чем казалось. Заметало так быстро, что даже добраться до заноса оказалось большой проблемой. Когда, наконец, пробил дорогу, окончательно стемнело. Автомобилей в пробке к тому времени скопилось уже более двух десятков. Часть из них, те, что были самыми крайними к селу, я сумел вытащить самостоятельно. Будь трактор помощнее да видимость получше, выручил бы больше людей. Расталкивать снег было вообще некуда, чуть неосторожное движение, и мой трактор сел. Хорошо, что быстро подоспели Юра Бойко с Сергеем Емельяненко. Признаюсь, я поехал просто выручить родственника. Но когда выяснилось, что там еще люди, много людей, уже не смог их оставить. Да и Яков Александрович постоянно был на связи, подсказывал, как и что и постоянно твердил: «Главное, вывозите пассажиров!»

   О том, что неподалеку от села терпят бедствие попавшие в занос односельчане, глава администрации сельсовета Яков Александрович Фоненштиль узнал в начале седьмого вечера, а уже через несколько минут механизатор Воеводского ХПП Юрий Бойко одевал теплую спецовку, чтобы выехать навстречу людям:

   - Созвонились с Сергеем Емельяненко, оделись потеплее и пошли к боксам. Хорошо, что техника стоит в тепле, завелись без проблем и выехали. Видимость уже была нулевая, добирались долго, минут сорок.

   А когда приехали, увидели засевший «Беларус» и Якова Гертеля, который уже ничего сделать не мог. Чтобы подобраться к легковым машинам, пришлось сначала вытаскивать трактор. Люди, сидящие в автомобилях, тем временем звонили в МЧС, кто-то выходил, чтобы прояснить ситуацию. Больше всего удивило даже не то, как легко все были одеты – иномарки комфортные, теплые машины, никто не думал о беде, - а то, что пришлось уговаривать их вернуться в деревню. Отвечали, что вызвали МЧС, им обещали помочь, вот сейчас посидят в тепле еще чуток, и поедут дальше. Яков Александрович звонил нам постоянно, сразу же была дана установка на то, что главное – люди, их вывезите, а техника подождет. Поэтому убеждали буквально каждого, что к ним никто не сможет проехать.

   Здравый смысл все же взял верх, к полуночи были отправлены в село  пассажиры двух иномарок и «восьмерки».

 

Ночь с 9 на 10 марта

   И вот тут, и без того не справлявшаяся техника, начала подводить. Сначала застрял ДТ-75 Юрия Бойко. Мужики, волею случая ставшие спасателями, перебрались в «Беларус» и отправились в село за подмогой и горючим. Проехав пару сотен метров, в снежном плену оказался и второй трактор. Выехавшие из села мужчины не смогли добраться даже до «Белоруса», так забита была лишь пару часов назад прочищенная дорога. Было принято решение слить с тракторов воду и идти в село пешком. Тем временем в Воеводском готовились к выходу еще несколько единиц техники.

   - Я с вечера обзвонил всех владельцев тракторов, - вспоминает о той страшной ночи глава администрации Яков Фоненштиль. – Напрямую никто не отказывался помочь терпящим бедствие, но нужно учитывать, что в начале марта много техники еще не на ходу. Так, например, чтобы завести трактор, механизатору Олегу Одинцеву пришлось с 7 вечера и до утра заниматься ремонтом. Парень не спал всю ночь, но к 4 утра он отремонтировал ходовую часть. Кому-то, чтобы завестись, требовались запчасти – обзванивал всех, находил. Почти ни у кого не оказалось горючего – договорился с автозаправкой. Я предполагал, что кто-то из владельцев автомобилей не захочет оставлять машину без присмотра, поэтому просил ребят настаивать на эвакуации потерпевших.

   Самым невероятным для всех участников этой битвы со стихией оказалось то, что к ней, стихии, люди относились не столь серьезно, как следовало б. Так, многие просто отказывались покидать свои занесенные авто. Мужчинам приходилось не только добираться до горе-путешественников в условиях сильнейшего ветра, но и объяснять каждому из них истинное положение дел, убеждать, что своя собственная жизнь дороже даже самого шикарного «железного коня». И лишь когда выйти из автомобилей для того, чтобы хотя бы очистить от снега выхлопные трубы стало невозможным, водители с неохотой соглашались с этими доводами. Отогревая руки в промасленных фуфайках, которые оказались в тракторах, они с трудом выползали через едва приоткрытые окна и добирались до тракторов. Последним из покинувших снежный  плен пришлось пробираться по метровой толще снега на свет тракторных фар, а потом идти пешком до Воеводского за пробивающим путь Яковом Гертелем.

   Лишь к 4 утра все участники событий были доставлены до домов, где смогли переодеть промокшее белье и отогреться. А едва рассвело Яков Александрович сел на снегоход и объехал все автомобили, чтобы удостовериться лично в том, что ни одного пассажира там не осталось. Машины к тому времени были занесены по самую крышу, им с сыном Александром приходилось откапывать окна и светить фонариков внутрь, чтобы осмотреть пространство.

То, как прочищали дорогу, как вызволяли заметенные по самую крышу автомобили – это отдельная история, достойная внимания, но главная задача, поставленная главой Фоненштилем, была выполнена: люди спасены, доставлены в тепло, не оставлены дожидаться помощи от службы МЧС. Кстати, помощь от них в ту роковую ночь так и не смогла подоспеть, бийская трасса была практически такой же непроходимой, как и воеводская. И лишь когда улеглась стихия, к крайним со стороны трассы автомобилям подошла техника, посланная МЧСовцами.

 

10 марта

   Утро 10 марта воеводчане встречали во всеоружии. Всю ночь в хозяйствах Воеводского шла подготовка и ремонт имеющейся в наличии техники. А уже в 10 утра трактора СПК «Воеводское», КФХ «Фоненштиль», КФХ «Кравченко», ОАО «Воеводское ХПП» и подстанции, заправленные в долг и под личную ответственность главы села  на заправке ИП «Бойцов», отправились на расчистку дороги от снежного заноса. Иосиф Брем, Олег Одинцев, Александр Коврига, Александр Кользаус, успевшие немного отогреться и отдохнуть Яков Гертель, Юрий Бойко и Сергей Емельянов вновь взялись за дело. Работа предстояла сложная, так как даже добраться до основного заноса было уже трудно. Казалось бы, что такое 500 метров? В обычных условиях человек даже не спеша пройдет за считанные минуты. Но влажный снег и ветер сделали свое дело, в отдельных местах, которые предстояло преодолеть мужчинам, высота снежного заноса достигала 3-4 метров. За 2 часа четырем единицам техники удавалось пройти лишь 50 метров. Весь день был потрачен на то, чтобы просто подойти к автомобильной пробке.

 

11 марта

   Наконец-то удалось подобраться вплотную к занесенным автомобилям. Их очертания с трудом угадывались в белом монолите снега. То здесь, то там из-под снега проглядывали крыши машин. К работе присоединились владельцы авто. Вооружившись лопатами, они одно за другим откапывали транспортные средства и подготавливали их к эвакуации. К вечеру удалось вытащить практически все. Лишь в самом центре пробки оставались три автомобиля, наглухо забитые снегом. Подобраться к ним не смогли ни со стороны бийской трассы, ни воеводчане. Было решено прочистить обходной проезд через пахотное поле, тянувшееся вдоль дороги.

   Легко сказать - сделать обводную дорогу! Лишь с четвертого раза, наконец-то, удалось найти подходящий спуск и к вечеру подобраться к оставшимся трем автомобилям. Машины были отбуксированы в кювет, работы предстояло сделать еще много, но какое-никакое сообщение с селом было восстановлено.

   21 час 30 минут. Поздним вечером, сидя за общим столом, Яков Фоненштиль горячо благодарил за проделанную работу. Трое суток без сна и практически без отдыха они боролись сначала за жизнь попавших в беду людей, а затем за то, чтобы разблокировать село, восстановить сообщение с ним. Он и сегодня едва сдерживает слезы, комментируя те события:

   - Такие происшествия, как это, заставляют взглянуть на привычных, давно знакомых людей новыми глазами. Я никогда не забуду ту готовность, с которой отзывались люди на мой призыв о помощи! Самоотверженно, не заикаясь о зарплате, они работали дни и ночи в тяжелейших условиях. Руководителям хозяйств, которые дали технику и понесли значительные убытки – тоже низкий поклон. Не забуду, что выявились и иные земляки, которые оказались не готовы даже помочь обеспечить горячей пищей работающих на холоде людей. Называть их не станем, они себя узнают.

   Мне не хотелось бы хоть как-то занижать работу районной службы МЧС. Надо понимать, что нужды нашего села не приоритетны. Район – это единое целое, и если мы просидели без дороги трое суток, то кто-то гораздо дольше. Говорить о том, что «раньше дороги были, а теперь нет», тоже не стану. Что лукавить? Кто раньше вообще чистил дороги? Сообщение было в основном конное, натаптывалась дорожка, по ней и ездили всю зиму. Для молоковоза и автобуса – да, чистили. Но если и не проехал тот молоковоз – простым людям мало горя. И меня немного радует, что даже те крикливые сельчане, которые требовали, чтобы кто-то им чистил дороги едва ли не до калитки, сегодня сами взялись за это. Так, например, на нескольких депутатских округах в селе депутаты организовали сбор средств на оплату горючего. А я пошел на поклон к фермерам, чтобы те, в свою очередь, по мере необходимости давали технику. Результат, я считаю, неплохой: дороги всю зиму своевременно чистятся, люди довольны, и мы уже не переживаем, что к кому-то не сможет подъехать скорая помощь или пожарная машина.

***

   Свою роль в действиях при экстремальной ситуации  Яков Александрович оценивает весьма скромно:

   - Да что вы все про меня-то?! Вот мужики работали, это я понимаю! А я только старался им как-то помочь, организовать, чтобы всего было в достатке – и запчастей, и солярки, и горячего чая. Это просто моя обязанность, не более того.

   Сами же герои его повествования, собравшиеся, кстати, по просьбе главы за считанные минуты, едва ли не хором говорят следующее:

   - А как же не помочь, если Яков Александрович попросил? Да мы бы в первую же ночь все эти машины вытащили, если бы было, куда снег сталкивать. Дорожникам передайте от нас «спасибо» за то, что с самого начала зимы чистили трассу в одну колею. Был бы изначально просвет пошире, и мы бы справились быстрее, и люди столько бы не сидели…

Наталья ЖИХАРЕВА

с.Воеводское

 

На фото слева направо: И.Брем, Я.Гертель, О.Одинцев, Ю.Бойко; Я.Фоненштиль и несмолкающий ни на минуту телефон.

 

От редакции:

   Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Восток Алтая» ходотайствует перед органами местного самоуправления Целинного района о награждении главы администрации муниципального образования Воеводский сельсовет Фоненштиля Якова Александровича медалью Алтайского края «За честь и мужество» - за смелые и решительные действия, проявленные при спасении людей во время чрезвычайной ситуации. В качестве фактовподтверждающих эти действия, просим считать настоящую публикацию, а также письмо, опубликованное в газете «Восток Алтая» 19 апреля 2013 года, под заголовком «Одни спасали, другие обещали».

 

Просмотров: 886 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Администрация края
...
Администрация района
Погода в Целинном
Поиск

Copyright MyCorp © 2024