Хроника подвига,
которого никто не заметил
Накануне здорово мело. Но, как по заказу, утро 9 марта
встретило измученных снегопадом людей ярким солнышком. Выпавший накануне снег
искрился и звал их из домов – за город, в гости, на рыбалку… Куда угодно, лишь
бы подальше от надоевших стен. Так и поступили многие владельцы личных авто:
быстренько собрались и оживленно рванули по своим делам.
Мартовский день обманчив. Кажущийся с утра бесконечным, он
по-зимнему быстро подходит к концу. Вот и этот почти праздничный, такой
обманчиво-погожий денек внезапно потух. В считанные минуты небо заволокло серостью,
подул ветер, выбивая из туч снег. Оживленное движение на дороге от бийской трассы
до Воеводского замерло в один миг. Один из автомобилей просто не справился с
очередным снежным переметом и застопорил движение в обе стороны. Люди,
находящиеся в двух десятках автомобилей, оказались в настоящем снежном плену. На
помощь пришли сотовые телефоны, по которым тревожные оповещали родных о том,
что в пути, похоже, придется задержаться. Никто еще не подозревал, как надолго
им придется задержаться в этом пути.
Вечер 9 марта
Первым на помощь пленникам выехал воеводчанин Яков Гертель:
- Примерно часов в 6 вечера мне позвонил родственник и
сказал, что застрял в перемете неподалеку от села. В подсобном хозяйстве отца
имеется трактор «Беларус». Недолго думая, завел его и поехал на помощь. Я даже
не сомневался, что смогу помочь ему выбраться. Едва выехав за село, я понял,
что дело обстоит гораздо хуже, чем казалось. Заметало так быстро, что даже
добраться до заноса оказалось большой проблемой. Когда, наконец, пробил дорогу,
окончательно стемнело. Автомобилей в пробке к тому времени скопилось уже более
двух десятков. Часть из них, те, что были самыми крайними к селу, я сумел
вытащить самостоятельно. Будь трактор помощнее да видимость получше, выручил бы
больше людей. Расталкивать снег было вообще некуда, чуть неосторожное движение,
и мой трактор сел. Хорошо, что быстро подоспели Юра Бойко с Сергеем Емельяненко.
Признаюсь, я поехал просто выручить родственника. Но когда выяснилось, что там
еще люди, много людей, уже не смог их оставить. Да и Яков Александрович
постоянно был на связи, подсказывал, как и что и постоянно твердил: «Главное, вывозите
пассажиров!»
О том, что неподалеку
от села терпят бедствие попавшие в занос односельчане, глава администрации
сельсовета Яков Александрович Фоненштиль узнал в начале седьмого вечера, а уже
через несколько минут механизатор Воеводского ХПП Юрий Бойко одевал теплую
спецовку, чтобы выехать навстречу людям:
- Созвонились с Сергеем Емельяненко, оделись потеплее и
пошли к боксам. Хорошо, что техника стоит в тепле, завелись без проблем и
выехали. Видимость уже была нулевая, добирались долго, минут сорок.
А когда приехали, увидели засевший «Беларус» и Якова Гертеля,
который уже ничего сделать не мог. Чтобы подобраться к легковым машинам,
пришлось сначала вытаскивать трактор. Люди, сидящие в автомобилях, тем временем
звонили в МЧС, кто-то выходил, чтобы прояснить ситуацию. Больше всего удивило
даже не то, как легко все были одеты – иномарки комфортные, теплые машины,
никто не думал о беде, - а то, что пришлось уговаривать их вернуться в деревню.
Отвечали, что вызвали МЧС, им обещали помочь, вот сейчас посидят в тепле еще
чуток, и поедут дальше. Яков Александрович звонил нам постоянно, сразу же была
дана установка на то, что главное – люди, их вывезите, а техника подождет. Поэтому
убеждали буквально каждого, что к ним никто не сможет проехать.
Здравый смысл все же взял верх, к полуночи были отправлены в
село пассажиры двух иномарок и
«восьмерки».
Ночь с 9 на 10 марта
И вот тут, и без того не справлявшаяся техника, начала
подводить. Сначала застрял ДТ-75 Юрия Бойко. Мужики, волею случая ставшие
спасателями, перебрались в «Беларус» и отправились в село за подмогой и
горючим. Проехав пару сотен метров, в снежном плену оказался и второй трактор. Выехавшие
из села мужчины не смогли добраться даже до «Белоруса», так забита была лишь пару
часов назад прочищенная дорога. Было принято решение слить с тракторов воду и
идти в село пешком. Тем временем в Воеводском готовились к выходу еще несколько
единиц техники.
- Я с вечера обзвонил всех владельцев тракторов, - вспоминает
о той страшной ночи глава администрации Яков Фоненштиль. – Напрямую никто не
отказывался помочь терпящим бедствие, но нужно учитывать, что в начале марта
много техники еще не на ходу. Так, например, чтобы завести трактор,
механизатору Олегу Одинцеву пришлось с 7 вечера и до утра заниматься ремонтом.
Парень не спал всю ночь, но к 4 утра он отремонтировал ходовую часть. Кому-то,
чтобы завестись, требовались запчасти – обзванивал всех, находил. Почти ни у
кого не оказалось горючего – договорился с автозаправкой. Я предполагал, что
кто-то из владельцев автомобилей не захочет оставлять машину без присмотра,
поэтому просил ребят настаивать на эвакуации потерпевших.
Самым невероятным для всех участников этой битвы со стихией
оказалось то, что к ней, стихии, люди относились не столь серьезно, как
следовало б. Так, многие просто отказывались покидать свои занесенные авто.
Мужчинам приходилось не только добираться до горе-путешественников в условиях
сильнейшего ветра, но и объяснять каждому из них истинное положение дел, убеждать,
что своя собственная жизнь дороже даже самого шикарного «железного коня». И
лишь когда выйти из автомобилей для того, чтобы хотя бы очистить от снега
выхлопные трубы стало невозможным, водители с неохотой соглашались с этими
доводами. Отогревая руки в промасленных фуфайках, которые оказались в
тракторах, они с трудом выползали через едва приоткрытые окна и добирались до
тракторов. Последним из покинувших снежный плен пришлось пробираться по метровой толще
снега на свет тракторных фар, а потом идти пешком до Воеводского за пробивающим
путь Яковом Гертелем.
Лишь к 4 утра все участники событий были доставлены до
домов, где смогли переодеть промокшее белье и отогреться. А едва рассвело Яков
Александрович сел на снегоход и объехал все автомобили, чтобы удостовериться
лично в том, что ни одного пассажира там не осталось. Машины к тому времени
были занесены по самую крышу, им с сыном Александром приходилось откапывать
окна и светить фонариков внутрь, чтобы осмотреть пространство.
То, как прочищали дорогу, как вызволяли заметенные по самую
крышу автомобили – это отдельная история, достойная внимания, но главная
задача, поставленная главой Фоненштилем, была выполнена: люди спасены, доставлены
в тепло, не оставлены дожидаться помощи от службы МЧС. Кстати, помощь от них в
ту роковую ночь так и не смогла подоспеть, бийская трасса была практически
такой же непроходимой, как и воеводская. И лишь когда улеглась стихия, к крайним
со стороны трассы автомобилям подошла техника, посланная МЧСовцами.
10 марта
Утро 10 марта воеводчане встречали во всеоружии. Всю ночь в
хозяйствах Воеводского шла подготовка и ремонт имеющейся в наличии техники. А
уже в 10 утра трактора СПК «Воеводское», КФХ «Фоненштиль», КФХ «Кравченко», ОАО
«Воеводское ХПП» и подстанции, заправленные в долг и под личную ответственность
главы села на заправке ИП «Бойцов»,
отправились на расчистку дороги от снежного заноса. Иосиф Брем, Олег Одинцев,
Александр Коврига, Александр Кользаус, успевшие немного отогреться и отдохнуть
Яков Гертель, Юрий Бойко и Сергей Емельянов вновь взялись за дело. Работа
предстояла сложная, так как даже добраться до основного заноса было уже трудно.
Казалось бы, что такое 500 метров? В обычных условиях человек даже не спеша
пройдет за считанные минуты. Но влажный снег и ветер сделали свое дело, в
отдельных местах, которые предстояло преодолеть мужчинам, высота снежного
заноса достигала 3-4 метров. За 2 часа четырем единицам техники удавалось
пройти лишь 50 метров. Весь день был потрачен на то, чтобы просто подойти к
автомобильной пробке.
11 марта
Наконец-то удалось подобраться вплотную к занесенным
автомобилям. Их очертания с трудом угадывались в белом монолите снега. То
здесь, то там из-под снега проглядывали крыши машин. К работе присоединились
владельцы авто. Вооружившись лопатами, они одно за другим откапывали
транспортные средства и подготавливали их к эвакуации. К вечеру удалось
вытащить практически все. Лишь в самом центре пробки оставались три автомобиля,
наглухо забитые снегом. Подобраться к ним не смогли ни со стороны бийской
трассы, ни воеводчане. Было решено прочистить обходной проезд через пахотное
поле, тянувшееся вдоль дороги.
Легко сказать - сделать обводную дорогу! Лишь с четвертого
раза, наконец-то, удалось найти подходящий спуск и к вечеру подобраться к
оставшимся трем автомобилям. Машины были отбуксированы в кювет, работы
предстояло сделать еще много, но какое-никакое сообщение с селом было
восстановлено.
21 час 30 минут. Поздним вечером, сидя за общим столом, Яков
Фоненштиль горячо благодарил за проделанную работу. Трое суток без сна и
практически без отдыха они боролись сначала за жизнь попавших в беду людей, а
затем за то, чтобы разблокировать село, восстановить сообщение с ним. Он и
сегодня едва сдерживает слезы, комментируя те события:
- Такие происшествия, как это, заставляют взглянуть на
привычных, давно знакомых людей новыми глазами. Я никогда не забуду ту
готовность, с которой отзывались люди на мой призыв о помощи! Самоотверженно,
не заикаясь о зарплате, они работали дни и ночи в тяжелейших условиях. Руководителям
хозяйств, которые дали технику и понесли значительные убытки – тоже низкий
поклон. Не забуду, что выявились и иные земляки, которые оказались не готовы
даже помочь обеспечить горячей пищей работающих на холоде людей. Называть их не
станем, они себя узнают.
Мне не хотелось бы хоть как-то занижать работу районной
службы МЧС. Надо понимать, что нужды нашего села не приоритетны. Район – это
единое целое, и если мы просидели без дороги трое суток, то кто-то гораздо
дольше. Говорить о том, что «раньше дороги были, а теперь нет», тоже не стану.
Что лукавить? Кто раньше вообще чистил дороги? Сообщение было в основном
конное, натаптывалась дорожка, по ней и ездили всю зиму. Для молоковоза и
автобуса – да, чистили. Но если и не проехал тот молоковоз – простым людям мало
горя. И меня немного радует, что даже те крикливые сельчане, которые требовали,
чтобы кто-то им чистил дороги едва ли не до калитки, сегодня сами взялись за
это. Так, например, на нескольких депутатских округах в селе депутаты
организовали сбор средств на оплату горючего. А я пошел на поклон к фермерам,
чтобы те, в свою очередь, по мере необходимости давали технику. Результат, я
считаю, неплохой: дороги всю зиму своевременно чистятся, люди довольны, и мы
уже не переживаем, что к кому-то не сможет подъехать скорая помощь или пожарная
машина.
***
Свою роль в действиях при экстремальной ситуации Яков Александрович оценивает весьма скромно:
- Да что вы все про меня-то?! Вот мужики работали, это я
понимаю! А я только старался им как-то помочь, организовать, чтобы всего было в
достатке – и запчастей, и солярки, и горячего чая. Это просто моя обязанность,
не более того.
Сами же герои его повествования, собравшиеся, кстати, по
просьбе главы за считанные минуты, едва ли не хором говорят следующее:
- А как же не помочь, если Яков Александрович попросил? Да
мы бы в первую же ночь все эти машины вытащили, если бы было, куда снег
сталкивать. Дорожникам передайте от нас «спасибо» за то, что с самого начала
зимы чистили трассу в одну колею. Был бы изначально просвет пошире, и мы бы
справились быстрее, и люди столько бы не сидели…
Наталья ЖИХАРЕВА
с.Воеводское
На фото слева направо: И.Брем, Я.Гертель, О.Одинцев,
Ю.Бойко; Я.Фоненштиль и несмолкающий ни на минуту телефон.
От редакции:
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Восток
Алтая» ходотайствует перед органами местного самоуправления Целинного района о
награждении главы администрации муниципального образования Воеводский сельсовет
Фоненштиля Якова Александровича медалью Алтайского края «За честь и мужество» -
за смелые и решительные действия, проявленные при спасении людей во время
чрезвычайной ситуации. В качестве фактовподтверждающих эти действия, просим
считать настоящую публикацию, а также письмо, опубликованное в газете «Восток
Алтая» 19 апреля 2013 года, под заголовком «Одни спасали, другие обещали».
|