Пятница, 19.04.2024, 04:09

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к опечаткам (ошибкам) на сайтах?
Всего ответов: 315
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Март » 5 » Осень председателя
07:33
Осень председателя

Осень председателя

М.М.Свинаренко появился на свет в 1922 году, во время гражданской войны, а потому, что такое сталинские репрессии, голодное детство, холод окопов, знает не понаслышке. Война щедро «одарила» его ранениями, жизнь – тяжелым крестьянским трудом, но и сегодня он не сетует ни на что и ни о чем не сожалеет.

После войны Михаилу Михайловичу пришлось поработать и учителем, и партийным работником, пока в 1960 году он не был избран председателем колхоза «40 лет октября», которым он руководил в течение двадцати трех лет. Именно это хозяйство, его благополучие и судьба его тружеников – то самое большое и главное, чему посвятил долгие годы своей неспокойной жизни. За годы председательствования он сумел из нищего, очень бедного хозяйства превратить колхоз в одно из самых процветающих сельскохозяйственных предприятий района. За многолетний труд, боевые и трудовые заслуги М.М.Свинаренко награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Славы 3-ей степени, медалью «За отвагу» и другими знаками отличия.

Преклонный возраст принято называть осенью жизни. Председателю его осень принесла, кроме недугов, еще и много размышлений о пройденном пути, об успехах и неудачах, которые пришлось пережить его дорогому детищу – колхозу. Даже в болезни и немощи в душе он остается тем председателем, которым привыкли видеть его односельчане.

 

Когда-то этого человека знал весь район. В гостеприимном доме Свинаренко никогда не переводились «высокие» гости из числа районных партийных лидеров и руководителей хозяйств. Сегодня Михаил Михайлович и Анастасия Денисовна ведут более чем замкнутый образ жизни. И не потому, что их двери закрыты для посетителей, а просто потому, что в них никто давно не стучит. А между тем, хозяину есть, что рассказать о своей жизни, есть, что передать своим потомкам. Не хватает только одного – благодарного слушателя да сил, чтобы донести свои выводы о жизни и о будущем российского села. Сегодня Михаил Михайлович словно подводит итоги своего жизненного пути, полного трудовых будней и искренней заботы о будущем своих односельчан.

 

О деревне

Село на Руси всегда было и остается бедной Золушкой. Это, к сожалению, так. Его, русское село, начал планомерно и поступательно разваливать еще Сталин. Сначала раскулачивание, затем насильственное создание колхозов – все это привело к тому, что в деревне оставались только самые слабые работники, сильные же и работоспособные в большинстве своем были просто уничтожены. Мне за примером далеко ходить не надо. В 1933 году, когда по доносу забрали моего отца, у него, кроме пятерых ребятишек, было две лошаденки и плуг. За что он двадцать лет провел в лагерях, для меня непонятно. И таких, как он, было двенадцать миллионов. Это ли не уничтожение села? Думаю, всего этого можно было бы избежать. И в колхозы люди бы пришли, но только с собой они принесли бы не страх и нищету, а сильные руки, умение и желание трудиться на земле-матушке. Процесс этот, конечно, потребовал бы больше времени, но и результат, я уверен, был бы во сто крат выше. Гитлер, и то не всех своих душил, так что же наше государство не пощадило своих лучших людей? Хотя, конечно, войну мы выиграли тоже во многом благодаря железной воле Сталина, этого факта я отрицать не могу. Но и простить его за ту несправедливость, которую пережила моя семья, тоже не могу. Мы, все пятеро, обрастали коростой и сыпью, голод гнал нас за лебедой и другой зеленью, и это в мирное еще время! За что? Хотя несправедливости на Руси всегда хватало. И сейчас бывшие партийные лидеры хорошо пристроены, наворовав миллионы, они прекрасно живут, в отличие от бывших колхозников, заработавших лишь мизерную пенсию. Их сажали за мешок. Потому я, будучи председателем, всегда знал, кто и сколько из колхоза спер. Если домой, семье – неси, но если на бутылку – верни! Но донести, ни на одного не поднялась рука. К несправедливости у меня свои счеты.

 

О несправедливости

Хотя, впрочем, справедливости на Руси всегда было мало. И прав часто оказывался не тот, кто честно трудился, а тот, кто сумел правильно сориентироваться. Так, например, можно сказать о федеральной программе «Жилье для ветеранов». Те, кто успел продать свои дома или не очень-то заботился о них в течение всей жизни, получили сегодня возможность воспользоваться милостью государства и приобрели благоустроенное жилье. А наш дом признали еще вполне хорошим, крепким, пригодным для проживания. Конечно, он просторный и добротный и жить в нем еще можно, но молодым и сильным людям. В нем должен звучать детский смех и стук молотка. А мы с женой уже не в состоянии ни затопить печь, ни подремонтировать завалинку, не говоря уже об усадьбе и огороде. Внук сделал нам душевую кабинку, но без посторонней помощи мы уже месяц не можем даже ею воспользоваться. Так о каком доме на земле может идти речь, когда нам нужна скромная двухкомнатная квартирка с центральным отоплением? Если же мы сами решимся приобрести жилье, то вырученных от наших хором денег не хватит ни на какое другое жилье. Обидно, всю войну прошел в окопах, столько лет и сил отдал государству, а не заслужил такую малость. Приходится доживать в деревне одним, родные не могут нас взять к себе, так как сами живут весьма стесненно.

 

Вспоминаю ушедших коллег

Все чаще и чаще приходят на память те, с кем пришлось много лет жить и работать бок о бок. Многих из них (да почти всех!) уже нет в живых. Механизаторы, доярки, свинарки – почти все они были отличными людьми, настоящими тружениками и работягами. Донов Василий Иванович, например, был мастер на все руки, Мергер Владимир Владимирович, Баулина Мария Федоровна… да разве всех перечислишь!

Часто вспоминаются большие стройки, то, как мы благоустраивали наше село. Больница, склады, первый асфальт – все приносило огромную радость, давало силы для работы. Сдавали очень много мяса, молока, сахарной свеклы, это порождало азарт, желание работать еще лучше, успеть сделать еще больше. В Колхозе было только кирпичных коровников и свинарников двенадцать! Сегодня не осталось ни одного. Все растащено, разворовано, порушено. Как может это вдохновлять крестьянина, жителя села на трудовые подвиги? Да никак.

 

Сожалею о развале СССР

Ни о чем в своей жизни не жалею так, как о развале государства! О том, чтобы поехать в город, как-то получше пристроиться, никогда не было даже и речи. Вся моя жизнь, весь мой труд был больше нужен здесь, в родном селе. Я жил в полной уверенности, что вкладываю свой скромный кирпичик в строительство большой сильной страны. Но вдруг кто-то одним махом все перечеркнул. Как же я могу об этом не сожалеть? Конечно, перемены были нужны, нужно было как-то перестроиться, но не таким же способом! Выбранный путь привел к грабежу, безработице, нищете, выезду в город самой хорошей, самой сильной молодежи. Много семей выехало в Германию. Я их не осуждаю, каждому нужно думать о своих детях, но очень сожалею о том, что район лишился этих людей. Среди них было много достойных, грамотных земледельцев, которые могли бы принести еще много пользы нашему обществу.

 

Возмущает беспредел

Сегодня меня больше всего возмущает чиновничий беспредел. Решили закрыть, к примеру, в селе больницу: так надо! А как быть тем людям, которые остались жить в этом селе? Не каждый может себе позволить посетить врача в райцентре или городе, на это надо потратить целый день и какие-то средства. Но это никого не волнует. Доживайте, как хотите. Вот и продолжают молодые люди покидать село. А это на меня очень печалит. Видеть, как от 3700 дворов в селе остается 500-300, это очень тяжело. Не сожалеть об этом я не могу. Когда-то все, руки мои, сердце мое, мысли мои – все принадлежало деревне. Так я прожил всю мою жизнь, об этом не сожалею ни одного дня, об этом же думаю и сегодня. Но самое большое огорчение для меня в том, что я уже не могу ничего поправить, ничего изменить. От этого меня одолевает страшный, в былые годы мне неведомый, недуг – депрессия. От дум этих и от нее, от этой проклятой депрессии, не могу избавиться ни днем, ни ночью. Так и доживаю, бездеятельно и безысходно…

 

Будущего не представляю

Сегодня нет государственного заказа ни на молоко, ни на мясо, ни на зерно, как же быть крестьянину уверенным в том, что он сумеет реализовать свой труд? Прожил год, выжил еще разок – и то хорошо. Но с такой политикой далеко не уйдешь и хозяйство особо не разовьешь. С экрана телевизора нам говорят одно, а на деле получается совсем другое.      

Со времен Ивана Грозного так уж повелось на Руси, что одного правителя охаят, а другого охвалят. Я глубоко и по-настоящему уважаю лишь Хрущева, который много внимания уделял сельскому хозяйству. Ни один наш правитель столько не сделал для деревни, как он. Сегодня много внимания уделяется юбилею Ельцина, но для меня лично он далеко не кумир. Очень многих ошибок можно было бы избежать, если бы не его «слабости». Да и сегодня у меня много претензий к нашим правителям. Одно только то, что отстраиваются Сочи, вызывает у меня массу вопросов. Озвучиваются огромные денежные суммы, которые уже затрачены на строительство этого земного Рая, и сколько еще будет потрачено. На эти деньги можно было бы поднять с колен не один район. Нет, нам нужнее шикарный курорт, которым будем щеголять перед сытым и благополучным Западом. А при этом в далеких деревнях будут закрыты больницы, школы, детские сады. Как я могу представлять себе будущее такой страны?

Беседовала Наталья ЖИХАРЕВА,

с.Воеводское

Просмотров: 841 | Добавил: Natalya
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Администрация края
...
Администрация района
Погода в Целинном
Поиск

Copyright MyCorp © 2024